Загрузка

Канск 17 век. Часть 1

Исория города Канска в 10-ом веке, 1 часть

Исория города Канска в 10-ом веке, 1 часть

Жители бассейнов рек Кана и Бирюсы — народность котты

На территориях бассейна реки Каны и её притока Бирюсы издавна проживали представители народа котты. Эта местность была известна как Канская либо Коттовская земля, славившаяся своей густонаселённостью среди местных племён Сибири. Согласно источникам середины XVII века, количество коренных жителей данной земли достигало примерно 215 «ясачных людей». Под понятием «ясачный человек» подразумевался взрослый мужчина, обязанный платить дань («ясак») царским властям Российской империи.

Однако реальная численность населения оказалась несколько иной. Официальные записи последней трети XVII века фиксировали цифру от 200 до 300 человек. Важно отметить, что в эти цифры включались не только сами котты, но также другие группы пришлых народов, проживавших здесь временно или постоянно.

Структура административно-территориального деления Канаской земли

Во времена XVII века территория Канаской земли подразделялась на определённое количество административных единиц — улусы. Всего насчитывалось около 15 улусов, каждый из которых был населён представителями разных этнических групп. Среди всех улусов выделялись следующие:

  • Пантыковский,
  • Жибардамовский,
  • Байгинский,
  • Теменековский,
  • Именековский,
  • Таганаковский,
  • Араксеевский.

Эти семь улусов составляли собственно территорию проживания основного числа коттов.

Кроме того, существовал ещё ряд улусов, населённых иными этносами:

  • Улус Тупоракова — принадлежал народу асанов,
  • Улус Шалашкина — населённый камасинцами,
  • Инголотский улус — заселялся родственниками и членами общины бурятского происхождения (братскими киштымами).

Согласно некоторым историческим сведениям, общее количество чисто коттовских улусов могло достигать восьми штук с численностью населения порядка 97 человек.

Руководство улусов

Среди наиболее известных лидеров коттов выделяются местные князьки (или «князцы»), занимавшие главенствующие позиции в управлении своими улусами. В частности, документально зафиксированы имена следующих представителей власти:

  • Князь Тымак с пятью сыновьями и восемнадцатью подчинёнными жителями своего улуса,
  • Князь Темсенек с четырьмя сыновьями и двенадцатью зависимыми лицами,
  • Один из уважаемых старшин («улусный лучший мужик») Аргачек с восьмью подчинёнными ему гражданами.

Таким образом, мы видим, что Канаская земля представляла собой многонациональную область, где помимо самих коттов проживали и активно взаимодействовали различные этнические сообщества Сибири.

Особенности устройства каждого улуса

Каждый улус представлял собой отдельный род, который возглавлял конкретный родоначальник — наиболее уважаемый представитель своего племени. Род получал название именно по имени такого предводителя-родоначальника. Например, известный Тымаков улус принадлежал князцу Тымаку, однако после его кончины получил новое имя — Пантыков улус, названный уже именем его наследника и преемника — сына князя по имени Пантык Тымаков.

Хозяйственная деятельность и жилища коттов

Основное занятие представителей народа коттов было связано с разведением домашнего скота, особенно коней и крупного рогатого скота. Помимо скотоводства, значительную роль играли охота и рыбная ловля, обеспечивавшие жителей необходимыми ресурсами питания и материалов для одежды и инструментов быта.

Весной, летом и поздней зимой народ коттов проживал в своеобразных временных жилых конструкциях — конических чумах диаметром около трёх-четырех метров. Эти постройки были удобны благодаря своей мобильности и практичности конструкции. Каркас сооружения изготовлялся из деревянных шестов, которые сверху накрывались специально подготовленными полосами берёзовой коры. Длина каждой полосы составляла примерно три метра, а ширина один метр. Такое покрытие было одновременно легким и водонепроницаемым, обеспечивая защиту от осадков и ветра.

По центру чума разводился открытый огонь-костер, над которым устанавливался специальный деревянный треножник с крюком для подвески посуды (котла или чайника).

Осенью, когда наступала холодная погода и реки замерзали, представители племени начинали строительство зимнего жилья — землянок, где могли укрыться от суровых погодных условий и морозов северных широт.

Традиционная одежда и особенности передвижения

Одежда коттов изготавливалась главным образом из двух видов материала: приобретенных тканей и обработанных шкур диких животных. Это позволяло сохранять тепло тела даже в самые сильные морозы и защищать тело от неблагоприятных природных факторов.

Для удобства передвижения использовались лыжи, нижняя поверхность которых была оклеена специальными кожаными пластинами («камусами») из шкуры ног лошади либо оленя. Такие приспособления значительно облегчали передвижение по снегу и льду.

Кроме лыж с покрытием из кожи, применялись также обычные деревянные гладкие лыжи — так называемые голицы.

Брачные обычаи и религиозные верования

Традиционно за невесту выплачивался особый выкуп, называемый калымом. Размер выкупа зависел от статуса семьи невесты и богатства жениха.

Религиозные представления коттов основывались на шаманских традициях. Шаманизм занимал центральную позицию в духовной жизни людей, играя важную роль в повседневных делах и важных событиях жизни общины.

Обширная территория сибирского края

На протяжении сотен квадратных вёрст раскинулась богатая охотничьими ресурсами земля — плодородное пространство, расположенное между двумя полноводными реками Сибири: Кан и Мана. Эти реки издавна служили природными ориентирами для первопроходцев, проложивших путь вглубь континента.

Особое значение имела данная местность благодаря изобилию ценнейших меховых ресурсов. Соболь, белка, песец и другие виды пушного зверя делали эти территории крайне привлекательными для промыслового освоения русскими людьми. К моменту начала активных исследований и колонизации Сибирь уже приобрела известность среди российских промышленников-охотников и купцов, заинтересованных в добыче драгоценной пушнины, столь востребованной на российском рынке и экспортировавшейся в Европу.

Основание Красноярского острога и его роль в освоении региона

Начало активного заселения земель связано с основанием в 1628 году первого укреплённого пункта — Красноярского острога. Этот небольшой деревянный форпост сыграл ключевую роль в последующем развитии обширных территорий вдоль течения великой сибирской реки Енисей и её многочисленных притоков.

Выбор места был обусловлен несколькими важными факторами:

  • Обеспечение безопасности: создание крепости было необходимо для защиты вновь осваиваемых районов от нападений местных кочевых племен, прежде всего енисейских киргизов, тувинцев (тубинцев) и бурят. Особенно уязвимыми были южные и восточные направления, откуда чаще всего приходили военные угрозы.
  • Присоединение новых земель: помимо обеспечения безопасности, другая важная цель заключалась в расширении границ Российского государства путём присоединения близлежащих земель. Местное коренное население должно было войти в состав Русского царства, признать власть царя («высокую руку Москвы») и платить дань — ясак, который традиционно взимался именно в виде ценных мехов.

Эти стратегические решения свидетельствовали о дальновидности русской администрации тех лет, осознававшей необходимость установления контроля над перспективными районами Восточной Сибири.

Отправка Ермолая Остафьевича

С целью реализации поставленных перед Красноярским воеводством задач весной 1628 года началась подготовка специального отряда во главе с опытным атамановым человеком Ермолаем (Ермаком) Остафьевичем. По указанию воеводы Андрея Андреевича Дубенского отряд должен был отправиться вверх по течению реки Кан, обосноваться среди местного населения и заложить первый постоянный пункт — зимовье.

Это событие стало важным этапом дальнейшего продвижения русских землепроходцев и освоения новой приграничной территории Восточной Сибири. Подготовка экспедиции включала тщательную подготовку необходимых запасов продовольствия, оружия и снаряжения, обеспечивающих успешность предприятия в суровых условиях дикой природы. Зимовье становилось опорным пунктом, центром дальнейшего развития торговли и взаимодействия с местным населением, которое постепенно втягивалось в орбиту русского влияния и государственного управления.

Поход русских первопроходцев вверх по реке Кан

На двух больших деревянных плотах-«дощаниках», каждый из которых был рассчитан на несколько десятков человек, плавало около пятидесяти опытных казаков-первопроходцев. Спустившись по широкой водной артерии Сибири — могучему Енисею, отряд достиг места впадения реки Кан. Здесь задача усложнялась: дальнейшее продвижение вверх по течению оказалось затруднительным из-за сильного быстрого потока и бурных вод Кана.

Чтобы преодолеть препятствие, казаки использовали весь доступный арсенал методов передвижения. Они поставили парусные снасти, чтобы ловить ветер, применяя также весла и длинные шесты для отталкивания от дна и берега. Несмотря на трудности, они упорно продвигались вперёд, настойчиво приближаясь к своей конечной цели.

Путь предстоял долгий и опасный. Русские люди шли осторожно, внимательно наблюдая за окружающей местностью и постоянно ожидая возможной встречи с местными жителями, обитателями берегов реки Кан. Не зная заранее отношения местных племён к пришельцам, казаки действовали осмотрительно и предусмотрительно. Каждый раз останавливаясь на ночёвку или короткий отдых, они строили временные укрепления. Если поблизости имелись деревья, сооружали засеки — заграждения из поваленных деревьев. Когда лес отсутствовал рядом, возводили небольшие оборонительные городки прямо из досок, специально привезённых с собой.

Сохранились письменные свидетельства очевидца тех событий, казачьего головы Ермака Остафьева, который впоследствии написал официальную челобитную русскому царю Михаилу Фёдоровичу Романову. В своём послании казак подробно описал испытания и лишения, выпавшие на долю отряда во время продвижения вверх по Канскому порогу:

Поднимаясь через пороги, мы, твои холопы, вместе со всеми своими людьми претерпевали великие нужды и страдания, терпели страшный голод, доводивший нас почти до смерти, и даже последнее наше платье износилось до последней степени. Но благодаря Божьей милости и твоей, Государь, удаче удалось достичь заветной цели.

После продолжительного пути, преодолев многочисленные препятствия, казаки добрались до одного из крупнейших естественных препятствий на Кане — огромного порога, названного позже Араксивым порогом. Именно здесь 18 сентября 1628 года ими было заложено первое укрепленное поселение («зимовье») русских поселенцев в бассейне этой реки.

Зимовье представляло собой два небольших жилых строения, возможно четыре дома, окруженные защитной стеной — тыном. Эта конструкция имела форму непрямого угла и местами соединялась земляным валом. Срубленных боевых башен здесь не было, однако сами бревна тына имели специальные отверстия для ведения стрельбы — бойницы. Сразу после сооружения жилища служивые приступили к выполнению главной задачи — сбору ясака, натурального налога с местного населения.

Таким образом, история освоения сибирского края началась именно отсюда, открыв дорогу дальнейшему продвижению русских переселенцев и закреплению русского присутствия в регионе Восточной Сибири.

Афанасий Никифорович Сафонов - историк Канска

Модератор
Канск — город с богатой историей, основан в XVII веке как крепость на границе Русского государства. Через Канск проходил Московский тракт, связывая столицу с восточными окраинами империи. Сегодня Канск — современный город с уникальными памятниками архитектуры и культурой, бережно хранящей традиции прошлого.
смотреть все

03 Comments

Every secret of a writer’s soul, every experience of his life, every quality of his mind, is written large in his works. Start writing, no matter what. The water does not flow until the faucet is turned on.

Alice Rose

December 4, 2020 at 3:12 pm

You don’t start out writing good stuff. You start out writing crap and thinking it’s good stuff, and then gradually you get better at it. That’s why I say one of the most valuable traits is persistence.

O.Henry

December 4, 2020 at 3:12 pm

So read on to find some apt quotes for all writing occasions from considering to be a writer to experiencing a writers block to have already created that masterpiece yet contemplating if it’s good enough.

Lima Azumi

December 4, 2020 at 3:12 pm

Leave a Reply