1880-е годы
К началу 1881 года городская структура выглядела следующим образом:
Два коммерсанта первой гильдии — Иван Герасимович Гадалов и Игнатий Никитович Некрасов. Тридцать пять торговцев второй гильдии, среди которых Семён Андреевич Бурмакин, Варвара Ивановна Савенкова, Василий Матвеевич Камышлеев, Александр Борисович Каминер, Моисей Абрамович Шепшелевич и прочие.
В 1882-м открывается первое женское приходское училище, где получили образование 45 девочек. Учебная программа школы предусматривала трёхлетний срок обучения, разделённый на классы соответственно каждому учебному году.
Последняя четверть XIX столетия ознаменовалась возведением нескольких значимых общественных сооружений в Канске. Среди тех, что сохранились до нашего времени хотя бы частично, стоит отметить синагогу — деревянную молельню евреев, построенную после официального одобрения енисейского губернатора в мае 1882-го и зарегистрированную городской администрацией в марте следующего года.
С 1883 по 1885 год строится каменное двухэтажное здание Казначейства, строительство которого курировал известный предприниматель и подрядчик Семен Александрович Патушинский из Ачинска. Сегодня здесь размещается расчётно-кассовый центр Сбербанка РФ.
В 1884 году прежнее приходское училище реорганизуется в мужское двухклассное городское, рассчитанное уже на шесть лет учёбы. В нём учатся исключительно мальчики, а сами учебные курсы делились на два этапа: младшая ступень давала общее первоначальное образование, а высшая — завершала программу средним уровнем знаний. Помимо учителей и заведующего, над развитием учебного заведения работали местные предприниматели.
В 1885 году городские берега реки Кана становятся местом размещения частных предприятий по выделке кожи. Тогда же произошел крупный пожар, уничтоживший многие важные бумаги, включая проект здания деревянной синагоги.
Исторические сведения о старых городских строениях представлены проектами и архивными записями, такими как сохранившийся чертеж инженера Жукова, датированный январём 1885 года, отображающий архитектурный облик «здания Канской тюрьмы».
По состоянию на 1888 год население Канска достигло почти четырёх тысяч пятисот жителей, однако школой было охвачено лишь около сотни ребятишек. Обучение получали главным образом дети простых горожан и сельских семей. Представители богатых сословий отправляли своих отпрысков учиться в крупные центры региона — Иркутск либо Красноярск.
Осенью 1889 года чиновник особого поручения Павел Окулов направил отчет губернатору края, отметив ужасающую антисанитарию: «... Улицы напоминают свинарники и псарни, повсюду кучки грязи и мусора. Город буквально утопает в зловонии...» Подобные условия могли способствовать распространению эпидемий.
Завершают десятилетие события постройки ещё одного значимого объекта: двухэтажного каменного особняка семьи Гадаловых на улице Гоголя (ныне улица Ленина), который был возведён между 1889–1890 годами.
1890-е годы
К 1890 году в Канске было 8 каменных и 423 деревянных здания, число жителей – 5979 человек.
В первой половине 1890-х годов в городах Енисейской губернии – Красноярске, Енисейске, Ачинске, Минусинске и Канске проводились работы по строительству новых больниц. Наблюдение за постройкой Канской городской больницы осуществлял архитектор А.А. Фольбаум, который разработал и её проект.
По этому проекту намечалось выстроить комплекс деревянных зданий, объединяющий женский и мужской «больничные бараки», административное здание, хозяйственные службы.
Подрядчиком для выполнения строительных работ был назначен красноярский мещанин Андрей Дорошенко. Возведённые им здания ещё до недавнего времени служили в качестве медицинского учреждения, которое располагалось по улице Комсомольской – южнее железной дороги.
31 мая 1890 года по пути на Сахалин в Канске побывал писатель А.П. Чехов. Существует открытка с письмом к родным. Датируется она по почтовым штемпелям: Канск Енисейск. г. 31 мая 1890; Канск Енисейск. г. 1 июн. 1890; Сумы Харьков. г. 26 июн. 1890. Далее текст:
«Чеховым 31 мая 1890 г. Канск. …пишу сие из Канска. Есть ещё Каинск, но тот до Томска, а этот просто Канск без «и». Оба, вместе взяты, составляют один Звенигород. Скоро утро. Сейчас будем есть борщ. У одного из спутников офицеров болят зубы. Дорога становится лучше, но всё-таки продвигаемя медленно. Буду вам писать из Иркутска, до которого осталось ещё 8000 вёрст. Ах! Как опостылело ехать! Как противно становится глядеть на пиджак в пуху, на сапоги в грязи, на пальто в стене; в чемодане пыль, во рту, кажется, тоже пыль. Принесли борщ.
Я жив, здоров, всё цело. Даже даже кувшинниковская бутылка с коньяком ещё не разобралась. Ну, будьте здоровёхоньки».
Первого июня 1890 года Енисейская духовная консистория направила письмо в губернское строительное отделение, в котором сообщала о предполагаемом строительстве нового храма в Канске.
Купец 2-й гильдии Алексей Михайлович Шарапов получил разрешение построить на собственные средства на Канском городском кладбище каменную церковь «в память чудесного спасения царственной семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года». Закладка храма была совершена в том же 1890 году.
Весной 1891 года в городах Енисейской губернии, как и по всей Сибири началась подготовка к торжественному событию – проезду будущего царя Николая Второго. Первым городом губернии, встречавшим высокого гостя, был Канск. Городские власти решили достойно отметить это событие, было много сделано: ремонтные работы в городских зданиях, исправлена трактовая дорога и построена триумфальная арка «Царские ворота» у переправы через Кан.
Вечером 29 июня 1891 года Николай Александрович со свитой прибыл в Канск. Он проехал через триумфальную арку и далее направился в церковь. Выслушав краткий молебен, он пешком прошёл к дому Ивана Гадалова, где принял хлеб-соль от городского головы. На следующее утро 30 июня цесаревич отправился дальше.
Оживление экономической жизни Сибири, рост городов вызвало строительство Сибирской железнодорожной магистрали. Строительство дороги было начато в 1891 году одновременно с двух сторон – от Челябинска и от Владивостока. С 1893 года строительство железной дороги велось невиданно высокими темпами вплоть до завершения. Только на Среднесибирской линии дороги было занято 30 тысяч человек.
В 1892 году был составлен проект здания «пересыльной казармы в г. Канске».
В 1893 году в Канске появляется ещё одна административная единица – окружной переселенческий чиновник. В городе проживает 3100 мещан, 251 государственный крестьянин, 427 ремесленников, 51 дворянин, 1024 человека получили торговые свидетельства и могли именоваться купцами.
22 октября 1894 года состоялось освящение храма во имя Божьей Матери «Всех скорбящих радости». Построен храм на средства купца второй гильдии Алексея Михайловича Шарапова. Стоимость постройки и утвари составила 29 тысяч рублей.
Канск был самым бедным из уездных городов Енисейской губернии культурно-просветительными учреждениями. Будничная жизнь горожан проходила в патентованных развлечениях: картёжная игра, пьянство. Корреспондент газеты «Енисей» писал, что в 1895 году «на четырёхтысячное население в Канске было открыто 13 кабаков, 2 трактира, 4 рейнских погреба и три оптовых склада».
Ни одной книжной лавки, ни одной библиотеки, ни музея в городе в это время ещё не было. Критики в адрес городской думы по вопросам открытия библиотек было много. Одни авторы говорили, что Канску больше всего нужны школы, другие утверждали, что если будет много хороших библиотек, грамотность в народе утвердится сама собой.
Начиная с 1895 года молодая, только что зарождающаяся, интеллигенция Канска всё решительнее ставит вопрос перед губернатором об открытии народной библиотеки-читальни.
Во все времена для города важным было иметь переправу через реку Кан, за состоянием которой проводился регулярный контроль со стороны губернских властей. Некоторое представление об устройстве и средствах переправы дают акты «освидетельствования существующих в г. Канске перевозных средств», составленные младшим архитектором при Енисейском Губернском Совете Шатиловым 8 июля 1895 года.
Архитектор осмотрел деревянный мост через протоку Кана, отметив, что он требует «некоторого исправления и ремонта», а также плашкоут, посредством которого осуществлялась связь между берегами самой реки. Конструкция последнего состояла «из двух лодок, связанных шестерней, балками и настилом, составляющим 36 кв. сажень», а посадка плашкоута с грузом 500 пудов доходила до трёх вершков. Настил его был обнесён прочными деревянными перилами.
В середине сентября 1895 года из канцелярии Иркутского генерал-губернатора были направлены Енисейскому губернатору документы о постройке железной дороги.
Every secret of a writer’s soul, every experience of his life, every quality of his mind, is written large in his works. Start writing, no matter what. The water does not flow until the faucet is turned on.
Alice Rose
December 4, 2020 at 3:12 pm