Канский городской портал: Ракета
Загрузка

Канск 18 век. Часть 2

История: Канск 18 век. Часть 2

История: Канск 18 век. Часть 2

Открытие и освоение Сибири

Освоение сибирских территорий изначально осуществлялось преимущественно водным путём — по большим сибирским рекам. Но дальнейшие планы освоения требовали организации постоянных наземных путей сообщения. Именно поэтому уже в XVIII веке возникает необходимость строительства первых магистральных дорог. Одним из важнейших этапов становится строительство дороги между столицей империи Москвой и крупнейшими сибирскими городами.

Строительство Сибирско-Московского тракта

1733 год: Правительствующий Сенат принимает важное решение о создании главной транспортной артерии, соединяющей центральную Россию с восточной частью страны. Это стало необходимостью в связи с подготовкой и проведением масштабной Второй Камчатской экспедиции. Для проведения изыскательных работ была направлена экспедиция во главе с выдающимся мореплавателем Витусом Берингом.

1734 год: Во время своего путешествия по маршруту будущий великий исследователь осмотрел участок пути от Красноярска до Тулуна через Канский острог. Было принято конкретное решение обустроить эту дорогу и обозначены точные места расположения будущих почтовых станций («станцов»). Изначально планировалось построить одиннадцать станц: пять расположены западнее Канского острога и ещё шесть восточнее. Расстояние между каждой станцией составляло примерно 25–30 вёрст.
Каждая станция должна была иметь необходимое инфраструктурное обеспечение: здесь предполагались дома для отдыхающих путников, хозяйственная постройка для ямщиков, амбары и помещения для хранения фуража.

Формирование населённого пункта Канский острог

Исторически сложилось так, что плодородная земля вокруг Канского острога привлекала сюда переселенцев. Уже в первые годы поселения здесь стали появляться новые семьи.

1735 год: Число дворов достигло сорока. Среди первых поселенцев были девять мужчин, среди которых известны имена двух людей: Еремея Шиляева из Абаканского острога и Филата Дмитриева из деревни Павловской. Эти переселенцы заложили основу дальнейшего развития города. Несмотря на успехи переселения, однако известный немецкий натуралист Иоганн Георг Гмелин оставил довольно нелестные отзывы о Канске тех лет. Так, в своем дневнике он писал, что там всего лишь несколько домов, помимо построек крепости.

Развитие инфраструктуры и экономики

Одним из важных факторов успешного существования острога стала организация мукомольной промышленности. Из записей участника академической экспедиции Ильи Горланова известно, что местные жители установили четыре ветряные мельницы. Две из них находились непосредственно рядом с самим острогом, другие две располагались немного дальше, вдоль реки Илан.

Несмотря на очевидные преимущества жизни в регионе, приток свободных переселенцев оставался медленным. Основной причиной являлась тяжесть условий проживания возле тракта: содержание дорог ложилось значительным бременем на плечи местных жителей. Только в середине 1740-х годов власти приняли решение снять большинство ограничений для свободного переезда в этот регион.

К концу сороковых годов численность мужского населения острога значительно увеличилась. Согласно второй ревизии, проведённой в период с 1744 по 1747 гг., в Канском остроге проживало уже 180 ревизских душ мужского пола, распределённых по двадцати одному двору. Причём значительное число из них появилось после предыдущей переписи. Всего же в городе числилось порядка 236 податных душ, проживающих в тридцати шести дворах.

Проблемы заселения тракта

Проблема обеспечения населения новым путем возникала неоднократно. После постройки тракта перед властями встала задача организовать постоянные поселения вдоль этой магистрали. В частности, губернаторы Тобольской губернии планировали расселение существующего населения по трассе, рассчитывая на обязательность выполнения данной меры.

Проект предусматривал создание новых поселений, согласно которому каждая станция получала бы десять семейных хозяйств, а крупные населённые пункты — по восемьдесят семей, в общей сложности предполагая перемещение четырёхсот тридцати семей. Этот замысел встретил сильное недовольство среди местного населения. Крестьяне категорически отказывались покидать своё привычное хозяйство ради сомнительных перспектив обслуживания тракта. В результате удалось переселить лишь незначительное количество семей — менее пятидесяти.

Таким образом, история формирования Сибирско-Московского тракта отражает сложность и постепенность процесса колонизации обширных восточных регионов России, сопровождавшегося созданием инфраструктуры, развитием хозяйственной деятельности и возникновением многочисленных препятствий на пути решения демографических проблем региона.

Тэги:
Афанасий Никифорович Сафонов - историк Канска

Модератор
Канск — город с богатой историей, основан в XVII веке как крепость на границе Русского государства. Через Канск проходил Московский тракт, связывая столицу с восточными окраинами империи. Сегодня Канск — современный город с уникальными памятниками архитектуры и культурой, бережно хранящей традиции прошлого.
смотреть все

03 Comments

Every secret of a writer’s soul, every experience of his life, every quality of his mind, is written large in his works. Start writing, no matter what. The water does not flow until the faucet is turned on.

Alice Rose

December 4, 2020 at 3:12 pm

You don’t start out writing good stuff. You start out writing crap and thinking it’s good stuff, and then gradually you get better at it. That’s why I say one of the most valuable traits is persistence.

O.Henry

December 4, 2020 at 3:12 pm

So read on to find some apt quotes for all writing occasions from considering to be a writer to experiencing a writers block to have already created that masterpiece yet contemplating if it’s good enough.

Lima Azumi

December 4, 2020 at 3:12 pm

Leave a Reply